Стимуляция и развитие всех компонентов речи ребенка дошкольного возраста1

Администрация муниципального района " Мещовский район" Калужской области

Муниципальное казённое образовательное
учреждение
дополнительного образования
«Мещовский центр диагностики и консультирования»

^ТВЕРЖДАЮ

Рассмотрена на заседании
педагогического совета
02.09.2024г., протокол № 1

'Pal

ДО «МЦДК»
Корягина

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА

логопедической направленности

«СТИМУЛЯЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВСЕХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ РЕБЕНКА
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
подвид: для детей с ограниченными возможностями здоровья

Возраст обучающихся: 3-8 лет
Срок реализации программы: 1 год

Авторсоставитель
программы:
Корягина Г.С.
учитель-логопед
квалификационная категория- первая

г.Мещовск,2024г.

1

Внутренняя экспертиза проведена. Программа рекомендована к рассмотрению на
педагогическом совете учреждения.

Председатель педагогического совета
« 02» сентября 2024г.

Подпись

Г. С .Корягина
ФИО

2

Раздел 1.Комплекс основных характеристик программы
1.1.

Пояснительная записка

Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья
«Стимуляция и развитие всех компонентов речи ребенка дошкольного возраста»
(далее - программа) составлена в соответствии с:

- Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской
федерации» от 29 декабря 2012г.№ 273 - ФЗ;
Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07. 22022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам» ;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года № 28;
-Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
В основе разработки форм и методов логопедической помощи (направлений
коррекционной
работы)
лежит
Примерная
адаптированная
основная
образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под
ред. Л.В. Лопатиной, программа логопедической работы по преодолению общего
недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина,Т.В. Туманова, а
также разработками отечественных ученых в области логопедии, общей и
специальной педагогики и психологии.
Программа написана в соответствии с современными представлениями науки о
механизмах формирования звукопроизношения у ребенка.
Направленность программы
Программа имеет логопедическую направленность и адаптирована для детей с
ограниченными возможностями здоровья
Уровень программы -стартовый
Актуальность программы
Актуальность программы состоит в необходимости оказания логопедической
помощи детям с тяжелыми речевыми нарушениями, умственной отсталостью и
интеллектуальными нарушениями.

Адресат программы
Программа адресована детям дошкольного возраста от 3 до8 лет, адаптирована для
детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелым нарушением речи,
умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями).
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи это дети с поражением центральной
нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что

1

обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с
различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение о
тесной связи развития мышления и речи (Л. С. Выготский), можно сказать, что
интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его
речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных
отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики.
Активный словарь детей с тяжелыми нарушениями речи находится в зачаточном
состоянии. Он включает звукоподражания, лепетные слова и небольшое количество
общеупотребительных слов. Значения слов неустойчивы и не дифференцированы.
В речи детей могут встречаться отдельные общеупотребительные слова, но они
недостаточно сформированы по структуре и звуковому составу, употребляются в
неточных значениях. Дифференцированное обозначение предметов и действий
почти отсутствует.
Пассивный словарь детей с шире активного, однако понимание речи вне
ситуации ограничено.
Фразовая речь почти полностью отсутствует. Лишь иногда наблюдаются
попытки оформления мысли в лепетное предложение.
Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова у детей не
сформирована. Бедность словарного запаса не позволяет точно определить
состояние звукопроизношения у таких детей. Произношение отдельных звуков
лишено постоянной артикуляции.
Способность воспроизводить слоговые элементы слова у детей с ТНР
ограничена. В их самостоятельной речи преобладают односложные и двусложные
образования. В отраженной речи заметна тенденция к сокращению повторяемого
слова до одного-двух слогов: кубики — ку. Лишь некоторые дети используют
единичные трех- и четырехсложные слова с достаточно постоянным составом
звуков (обычно это слова, часто употребляемые в речи).
Звуковой анализ слова детям с ТНР недоступен. Они не могут выделить
отдельные звуки в слове.

Дети, поступающие на обучение, проходят диагностику, направленную на
выявление нарушений устной речи. Условия набора детей: на обучение поступают
дети по заявлению родителей (законных представителей), по заключению
Центральной психолого-медико-педагогической комиссии о создании условий
получения образования .

Объем и срок реализации программы.
Объем программы- 72 часа
Срок реализации программы -1 год
Учебная нагрузка - 2 часа в неделю
Форма обучения - очная
Язык обучения - русский
Особенности организации образовательного процесса

2

Программа является традиционной и представляет собой линейную
последовательность освоения содержания в течение одного года обучения в одной
образовательной организации.
Организационные формы обучения - индивидуальная.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа 15-20 минут. Перерыв между
учебными занятиями-5 минут. Общее количество часов в неделю-2часа. Занятия
проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
1.2. Цель и задачи программы
Цель - построение системы коррекционно-развивающей работы для детей с
тяжелыми нарушениями речи, предусматривающей полную интеграцию
родителей дошкольников.
Задачи программы:
Общие задачи:
• раннее коррекционное обучение и воспитание в ситуации эмоциональноположительного взаимодействия с близкими взрослыми;
• реализация возрастных и индивидуальных потребностей ребенка с
использованием специальных методов и приемов обучения в ситуации
взаимодействия со взрослым;
• активизация всех сторон психического развития с учетом доступных ребенку
способов усвоения программного материла;
• формирование средств общения со сверстниками, овладение социальными
нормами поведения в среде сверстников;
• воспитание самостоятельности в бытовых ситуациях и типичных видах
детской деятельности, в том числе и досуговой.

•
•
•
•
•

•

Специфические задачи коррекционной работы:
формирование средств общения с одним из «продвинутых» сверстников для
последующего включения ребенка в микрогруппу детского коллектива;
развитие слухового внимания и фонематического слуха;
развитие ритмических способностей;
коррекция нарушений структуры слов и развитие возможностей
словообразования, словотворчества;
формирование грамматического строя речи (построение предложений разных
типов, согласование слов в роде, числе, падеже, понимание смысловых
оттенков слова в зависимости от суффикса);
овладение звуковой стороной речи (знакомство со звуковой структурой слова,
правильное звукопроизношение, развитие дикции, темпа речи, силы голоса).

1.3. Содержание программы

3

Учебный план
№
бло
ка

Наименование
раздела,
темы

I

Диагностичес
кий блок
Подготовител
ьный этап

II

III

Корекционноразвивающий
блок

В том числе

всего

теория

практика

2

0,5

1,5

10

2

8

44

Консультатив 16
ный блок
(информацией
нопросветительс
кий
72
ИТОГО (всего
занятий

IV

Формы контроля

44

8

10,5

8

диагностическое
обследование
Качественная
оценка
выполненных
заданий, игровые
упражнения,
самоконтроль
игровые
упражнения,
практические
занятия,
самоконтроль
Консультациипрактикумы

61,5

Содержание учебного плана
Раздел 1
Диагностический блок
Сбор анамнестических данных
Изучение невербальных компонентов коммуникации
Изучение слухового восприятия
Изучение моторного развития
Обследование артикуляционного аппарата
Изучение импрессивной речи
Изучение экспрессивной речи
Исследование неречевых психических функций
Раздел 2

4

Подготовительный этап
Формирование длительной воздушной струи
Пальчиковая гимнастика
Пассивная артикуляционная гимнастика
Статические артикуляционные упражнения
Динамические артикуляционные упражнения
Раздел 3 Коррекционно-развивающий
Вызывание и автоматизация звуков
Формирование фразы
Раздел 4 Консультативный (информационно-просветительский)

1.4. Планируемые результаты
По завершении реализации программы
Ребенок:
- способен к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;
- проявляет речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими,
желание общаться с помощью слова;
- понимает названия предметов, действий, признаков, встречающихся в
повседневной речи;
- понимает и выполняет словесные инструкции, выраженные различными по степени
сложности синтаксическими конструкциями;
- различает лексические значения слов и грамматических форм слова;
- называет действия, предметы, изображенные на картинке, выполненные
персонажами сказок или другими объектами;
- участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки,
используя слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут
добавляться жестами);
- произносит простые по артикуляции звуки;
- воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, состоящих из
открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке;
- испытывает потребность в общении и применении общих речевых умений;
- стремится к расширению понимания речи;

пополняет активный словарный запас с последующим включением его в простые
фразы;

использует простейшие коммуникативные высказывания

-владеет элементарными коммуникативными умениями, взаимодействует с
окружающими взрослыми и сверстниками, используя речевые и неречевые средства
общения.

5

Раздел 2.Комплекс организационно-педагогических условий

2.1.Календарный учебный график

Год
обучения
(уровень)
1 год
обучения

Дата
Дата начала окончания
занятий
занятий
31 августа
01 сентября 2025 г.
2024 г.

Количество
учебных
недель
41

Количество
Количество учебных
учебных дней часов
72
72,2 час в
неделю

Режим
занятий

2 раза в
нед. по
1час

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы « Стимуляция и развитие всех компонентов речи
ребенка дошкольного возраста» есть логопедический кабинет, оборудованный
столами, стульями для обучающихся и педагога, шкаф, полки для хранения
дидактических пособий, учебных материалов, логопедическое зеркало с
дополнительным освещением, методические пособия, демонстрационный
наглядный материал, компьютер в сборе.

Кадровое обеспечение
Условия реализации программы предусматривают наличие квалифицированного
учителя-логопеда.
2.3. Форма аттестации

Итоговая диагностика проводится по окончании полного курса программы
2.4. 0ценочные материалы
Текущий контроль успеваемости по программе заключается в соответствии целей
занятия и подведении итогов каждого занятия.
Контроль освоения программы предусмотрен в форме диагностики, цель которой в
выявлении уровня речевого развития ребенка, практических умений и навыков, их
соответствия прогнозируемым результатам программы.
Для определения динамики речевого развития проводится диагностика в начале и в
конце года, по необходимости - промежуточная .
- измерение уровня развития детей;
- собеседование с родителями ( законными представителями);
- изучение медицинской документации;

- тестовые задания;
- упражнения.

6

2.5.Методические материалы

Эффективность коррекционной работы зависит от использования разнообразных
форм и методов работы.

- дифференцированные условия ( оптимальный режим учебных нагрузок);
- психолого - педагогические условия (коррекционная направленность
коррекционно-развивающего процесса;
- учет индивидуальных особенностей ребенка;
- соблюдение комфортно психоэмоционального режима;

- использование современных педагогических технологий, в том числе
информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса,
повышения его эффективности, доступности);
- специализированные условия (выдвижения комплекса специальных задач
обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся
сОВЗ;
- введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на
решение задач развития ребенка, отсутствующих в содержании образования
нормально развивающегося сверстника;
- использование специальных методов, приемов, средств обучения,
дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики
нарушения здоровья ребенка;
- комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных
коррекционно-развивающих занятиях);
Здоровьесберегающие технологии:
- артикуляционная гимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- гимнастика для глаз;
- су-джок терапия;
-физкультминутки;
- пальчиковая гимнастика;
- упражнения для развития мелкой моторики рук;
-ароматерапия.

7

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гаврилушкина О. П. Ребенок отстает в развитии? Семейная школа. — М.:
ДРОФА, 2010.
2. Голубева Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у до­
школьников. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Бараевой, 2010.
3. Демидова Н.М. Времена года в картинках и заданиях для развития ума и
внимания. — М.: ДРОФА, 2008.
4. Зайцев Г. К. Уроки Айболита. Расти здоровым. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2006.
5. Кислякова Ю.Н. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки
у детей с нарушениями развития. Путешествие в мир окружающих предметов. —
М.: ВЛАДОС, 2004.
6. Ковалец И.В. Формирование у дошкольников представлений о времени.
Части суток. — М.: ВЛАДОС, 2007.
7. Козлова В.А. Ориентировка во времени: Рабочая тетрадь для занятий с
детьми дошкольного возраста. — М.: ДРОФА, 2010..
8.
Крупенчук О.И.Альбом для развития интеллекта 3+ —СПб: Литера, 2012.
9.
.Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта 4+ —СПб: Литера, 2012.
10.
Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта 5+ —СПб: Литера, 2013.
11.
Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта 6+ —СПб: Литера, 2013.
12. Крупенчук О.И.Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии
для детей и родителей. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. И др. пособия
автора.
13. Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение
рассказыванию по картине. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009.
14. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. — М.: Просвещение,
1968.
15. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых
нарушений / Под ред. Г. В. Чиркиной. — М., 2003.
16. Монакова Н.П. Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы
дошкольников. — СПб.: Речь, 2008.
17. Новиковская О.А. Ниткография. Конспекты занятий по развитию
пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет). — СПб.: Паритет, 2008.
18. Овчинникова Т.С.Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях
в детском саду. — СПб.: КАРО, 2006.
19.
Овчинникова Т.С. Логопедические распевки. —СПб, КАРО, 2006.
20. Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие
упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду. —СПб.: КАРО,
2006..
21. Овчинникова Т.С. Васильева И.Ю.Волшебная книга игр. — СПб.: Речь,
2010.
Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольни­
ков.— СПб.: Речь, 2002..
22. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Под ред. Т. В.
Волосо- вец. — М.:В.Секачев,2007.
23. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного
возраста. Монография,- М., 2000.

8

24. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дидактические материалы для обследования
и формирования речи детей дошкольного возраста. — М.: ДРОФА, 2009.
25. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: ДРОФА, 2009.
26. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей
дошкольного возраста. — М., 2005.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00807B448D43A8CA7DD1EA3D641DF3DD90
Владелец: Петросян Арев Борисовна
Действителен: с 20.09.2024 до 14.12.2025

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

План мероприятий по противодействию коррупции в сфере деятельности МКОУ ДО "МЦДК" на 2024-2025год

План мероприятий по противодействию коррупции в сфере деятельности МКОУ ДО "МЦДК" на 2024-2025 учебный год
План мероприятий по противодействию коррупции на 2024-2025 уч.год.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».